Новосибирская область нашла способ оживить ипотеку и строительство одним махом
Во
вторник, 16 декабря, губернатор Новосибирской области Виктор
Толоконский созвал пресс-конференцию, на которой подвел итоги уходящего
года и озвучил основные планы областной администрации на начало
следующего. Отвечая на вопросы об экономическом кризисе, господин
губернатор сохранял оптимизм и объяснял, как можно оживить ипотеку,
почему Новосибирская область будет чувствовать себя лучше соседей и что
полезного сможет извлечь из этой ситуации, сделав свои предложения еще
более привлекательными для инвесторов. Корреспондент НГС.НОВОСТИ
внимательно выслушал вопросы журналистов, ответы губернатора и захотел
жить в регионе, который он описывает.
Какова ситуация по сбору налогов в Новосибирской области?
Мы чувствуем некоторое снижение налоговых доходов, которое нельзя
считать долгами предприятий. Многие налоги формируются от объема
экономики. Если экономика имеет падение, а предприятия сократили объемы
продаж, объемы производства или у них ухудшилась рентабельность, то это
мы чувствуем в налогах. Мы получили в октябре, ноябре и, возможно,
получим в декабре несколько меньше налога на прибыль. Но это не
задолженность предприятий. Еще мы немножко меньше получили доходов в
ноябре, потому что некоторые предприятия предъявили через налоговую
службу возврат. По всем остальным налогам есть положительная динамика.
Может быть, чуть-чуть меньше, чем планировали, мы получаем подоходного
налога: некоторые предприятия, уменьшив объемы производства, меньше
выплачивают зарплаты, премии и так далее. В целом план по доходам
бюджета этого года мы, я думаю, выполним. Хотя рассчитывали на
перевыполнение, но это вряд ли получится.
Что касается налоговой задолженности, она не очень существенная —
буквально несколько предприятий. Я поручил очень жестко потребовать
принятия мер по ликвидации этих задолженностей. Вчера на антикризисном
совете говорили по задолженностям по зарплате, хотя она минимальная, я
потребовал полностью ее снять.
Сейчас очень важно так повысить требования, так повысить
контроль, чтобы не могло возникнуть ощущение, что в условиях кризиса
можно быть должниками по налогам.
Если я только допущу послабления — дальше это будет только нарастать.
Налоговые обязательства все будут выполнять, и здесь моя позиция самая
жесткая.
Какие меры может предпринять область, чтобы помочь предприятиям сохранить кадры?
Мы не ждем каких-то масштабных проявлений кризиса на рынке труда. У нас
нет таких отраслей и промышленных комплексов, где бы были длительные
остановки производства и высвобождение специалистов. Мы занимаемся
сегодня активизацией рынка труда с тем, чтобы вообще не было никаких
негативных явлений. При этом совершенно очевидно, что даже при падении
производства предприятия вряд ли будут увольнять квалифицированных
специалистов. Мы стараемся работать индивидуально с каждым
предприятием, заявившим о возможном сокращении, с тем чтобы этих
специалистов максимально эффективно трудоустроить. Поэтому пока мы не
имеем заметного прироста безработных. Вчера я подписал решение, по
которому центры занятости переходят на особый режим работы: в рабочие
дни у них будет продлено время, они будут работать в выходные дни и в
январские каникулы. Мы уже провели одну ярмарку вакансий, и я поручил
провести в январе еще одну. При этом мы стараемся сконцентрировать там
самые привлекательные и подходящие под высвобождаемый контингент
вакансии.
Какие меры по поддержке производителей предпринимаются на региональном уровне?
Вчера на антикризисном совете я дал поручение подготовить законопроект
о введении системы бюджетных гарантий предприятиям на пополнение
оборотных средств. Мы внесем законопроект, по которому будет установлен
суммарный лимит таких гарантий, порядок предоставления таких бюджетных
гарантий, и думаю, что это будет эффективная антикризисная мера прямого
влияния на ситуацию и непосредственной поддержки товаропроизводителя. В
некоторых ситуациях заемщик не сможет иметь серьезного обеспечения, а
качество обеспечения будет серьезно влиять на цену заимствования. Если
есть гарантия бюджета, то для банка это 100%-ная надежность, поэтому
здесь цена денег будет ниже. Тем более, вводя эту систему, мы проведем
конкурс среди банков и возьмем с них обязательства, какая будет цена
денег при наших гарантиях. Думаю, что в течение января мы эту систему
запустим, и с февраля она будет работать. Сумма гарантий будет
достаточно велика.
Что вы считаете главным достижением Новосибирской области в 2008 году?
Я не очень люблю говорить о каких-то достижениях. И не хотел бы, чтобы
это воспринималось как мои достижения или администрации, которую я
возглавляю. В этом году очень динамично и эффективно развивалась
экономика. В этом году мы будем иметь 10%-ный рост валового
регионального продукта, более чем 10%-ный рост промышленного
производства, более 6 % рост сельскохозяйственного производства, и
вообще я радовался хорошему урожаю. Рынок жилья стагнирует с лета, но,
тем не менее, мы выполним план и по вводу жилья, и это будет даже чуть
больше, чем в прошлом году, хотя мне коллеги из других регионов не
верят.
Я рад, что свершилось то, с чего я начинал. Первая моя после выборов
поездка в 2000 году в Москву и первая встреча касалась строительства
моста через Обь на объездной дороге. В этом году мост запущен, дорога
работает, и это определенный этап. Такое же чувство я испытывал, когда
мы вошли в обновленный оперный театр. Я радовался, когда одно из
авторитетных мировых агентств назвало Новосибирскую область самым
конкурентоспособным регионом Российской Федерации. На первом месте —
такого не было никогда. В рейтинге участвовали 35 регионов России,
второе место было отдано Татарстану, третье Московской области. Быть в
кругу этих регионов с совершенно иными возможностями, бюджетом,
производительными силами — это тоже вызывало у меня чувство
удовлетворения и гордости за нашу область.
В 2009 году очень важно поддержать инвестиционную активность. Я всегда
говорю, что наша область меньше других пострадает от падения
производства, но у нас будет заметнее падение инвестиционной
активности. Мы очень много и масштабно строили в последние годы — в
2009 году такой активности трудно ждать. Поэтому с инвесторами работаем
в особом режиме. Очень надеюсь, что в начале года смогу показать вам
план новых инвестиционных объектов.
Мы хотим воспользоваться кризисной ситуацией, выиграть конкуренцию у других регионов, создав лучшие условия для инвесторов.
Я всегда подчеркиваю, что сейчас построить новый объект дешевле, чем
это было вчера и чем будет завтра: дешевле стройматериалы и
конструкции, дешевле рабочая сила. Мы пойдем на максимальные льготы по
налогам, по техническим условиям. Убежден, что есть очень много в
России и в мире компаний, которые не увлекались банковскими
кредитованием, а имеют свой собственный оборот, собственные ресурсы и
захотят их вложить в наш регион.
Что есть в арсенале администрации Новосибирской области, чтобы оживить строительство?
Сейчас все ресурсы застройщиков и господдержки концентрируются на
вводимых в 2008 году объектах. Поэтому я и говорю, что план этого года
будет выполнен — обеспечим. Понятно, что переходящие объекты лишены
инвестиционных денег — инвесторы опасаются или не имеют возможностей.
Что мы намерены сделать? Мы заказали большой объем приобретения жилья
за счет средств федерального и областного бюджета. Эту процедуру не
пройдешь в один день — надо принять поправки в закон, отработать
механизм, внести поправки в свои бюджеты, поработать с застройщиками.
Мы намерены направить 800–900 млн рублей на выкуп жилья за счет средств
бюджета. Примерно 470–480 млн мы получили из федерального бюджета и
добавим 350 млн бюджета области и города Новосибирска.
Вчера сделано поручение, чтобы с начала года за счет бюджета
области существенно субсидировать процентную ставку по ипотечным
кредитам.
Я убежден, что никакой государственный выкуп квартир не может
восстановить строительный рынок. 800 млн — не маленькая цифра, но
строительный рынок жилья требует в год миллиардов двадцать, иначе он не
работает. Понятно, что это величины несопоставимые и найти эти 20 млрд
в бюджете просто невозможно — нет таких ресурсов. Эти ресурсы надо
привлечь от населения, но оно тоже таких запасов не имеет, поэтому надо
взять кредит, что без программы государственной поддержки практически
невозможно. Я плохо представляю себе заемщика, который возьмет под
16–17, а то и под все 20 %. Как по такому кредиту рассчитываться — не
очень понятно.
Если в этом году мы выделяем заемщику безвозвратную субсидию, то в 2009
году мы хотим вернуться к нашей прежней практике и субсидировать
процентную ставку. Я предполагаю, что это будет 60 % размера ставки
Центробанка. То есть в сегодняшних условиях около 8 %. Если банк
оформляет кредит под 17 %, а 8 % мы компенсируем, то заемщик получает
кредит под 9 %. Такого и на фазе подъема на рынке ипотечных кредитов не
было. Понятно, что при такой программе мы ограничим размеры кредита —
мы будем стимулировать строительство квартир небольшой площади. Пока я
назвал сумму кредита 1,5 млн рублей. Убежден, что на такие условия
спрос найдется. Считаю важным, чтобы по этой программе прошло кредитов
миллиарда три. Если мы будем субсидировать 8 %, то в год с трех
миллиардов это меньше 300 млн рублей. Это небольшие деньги — мы готовы
их заплатить. Сегодня на жилищные субсидии мы тратим больше, но с
переходом на такую систему мы расширяем объем кредитования.